Top.Mail.Ru
Современные представления о воспитании. Системно-деятельностный подход

В педагогике системно-деятельностный подход (далее — СД-подход) сформировался в рамках теории развивающего обучения и стал методологической основой не только научной теории В.В.Давыдова, но и сформированной на ее основе практики развивающего образования. научная теория В.В.Давыдова и сформированная на ее основе практика развивающего образования сформированная на ее основе практика развивающего образования.

Базовой категорией данного подхода является деятельность. В структуру деятельности входят цели — основные детерминанты деятельности, мотивы, задачи, средства, инструменты (орудия), действия, процедуры, операции, результаты и продукты. Деятельность осуществляется субъектом и направлена на преобразование (изменение, трансформацию) субъекта.

Образование в рамках СД-подхода рассматривается как деятельность и, следовательно, определяется целями. Цель — это образ желаемого результата. Объектом развития является человек, сознание и поведение которого зависит от философских основ системы воспитания. Поэтому целью воспитания всегда является изменение объекта, но конкретные цели могут быть разными в разных образовательных (педагогических) системах.

Воспитание в рамках СД-подхода рассматривается как процесс, сложная деятельность, реализуемая в рамках системы, систематический ряд действий, направленных на достижение поставленных целей.

С точки зрения СД-подхода, в школах необходимо организовывать не только освоение самой учебной деятельности как общей присвоенной формы всех других видов деятельности, но и участие учеников в различных интеллектуальных и эмоциональных процессах, в освоении практик деятельности, в формах взаимодействия и в сообществе, в котором осуществляются новые способы работы.

В концептуальной системе СД-подхода усвоение общих форм поведения в ситуациях морального выбора является основой процесса воспитания (нравственного развития личности), формирования моральных норм и ценностей личности. Усвоение такого способа деятельности, наполненного нравственным содержанием, достигается путем вовлечения учащихся в процессы общения, понимания и рефлексии в коллективно распределенной социальной деятельности.