Top.Mail.Ru
Ситуативность и стабильность ценностных ориентаций старшеклассников по результатам анкетирования

В 2024 году лаборатория оценки профессиональных компетенций и развития взрослых научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ провела апробацию метода исследования ценностных ориентаций старшеклассников с помощью анкетирования.

В анкетировании о ценностных ориентациях старшеклассников приняли участие 120 обучающихся, из которых 75,2 % – девушки и 24,8 % – юноши. Большая часть опрошенных обучается в 11 классе.

В части предлагаемых для решения респондентам кейсов содержалось изменение условий, которое не меняло всю ситуацию, но тем или иным образом смещало в ней акценты / вводило дополнительный контекст. В тех случаях, когда респондент последовательно совершал выбор в пользу повторяющейся ценности, его ценностные ориентации оценивались как стабильные.

Как можно увидеть, практически половина респондентов (42,5 %) продемонстрировали относительную стабильность ценностных ориентаций, а 34,4 % опрошенных показали ситуативность ценностей. Это может быть связано, в том числе, с особенностями формирования ценностей в возрасте 16-18 лет: как отмечалось выше, они могут отличаться противоречивостью и даже конфликтностью в связи с психо-возрастными особенностями, а также ограниченным характером личного опыта человека.