На основе анализа международного и отечественного исследовательского опыта были разработаны ключевые принципы анализа ценностных ориентаций людей, независимо от их возраста и профессионального статуса:
1. Мотивационная природа ценностей.
Ценности мотивируют деятельность людей, то есть побуждают их к постановке и достижению личностно значимых целей. Это связано с тем, что мотивация к гедонизму (личное благополучие и удовольствие) и универсализму (общее благополучие) не могут одновременно выступать в качестве основных детерминант действия.
2. Иерархия ценностей.
Ценности людей расположены в иерархическом порядке. При этом сами ценности могут быть кросс-культурными и универсальными.
3. Системный характер ценностей.
Человеческие ценности взаимосвязаны. Во многих случаях так называемые конечные ценности-цели прочно связаны с инструментальными ценностями-средствами.
4. Неоднозначность ценностей.
Конечные ценности часто формулируются с помощью абстрактных понятий (например, «доброта», «власть», «традиция», «безопасность»). Эти понятия имеют разное значение для разных людей и даже разное содержание в разных локальных культурах.
5. Разнообразие условий формирования ценностей
Ценностные ориентации человека формируются в разных ситуациях. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим контекстом формирования ценностей является игра, а для учащихся средних и старших классов — ситуации общения и обучения.
6. Различия в ценностях, обусловленные демографическими и социальными факторами.
На ценностные ориентации влияют не только семья, индивидуальные особенности личности и возраст, но и социально-демографические факторы — район проживания, степень религиозности, этническая принадлежность и пол.