Изучая эффективность работы классных руководителей, отечественные исследователи часто обращаются к опыту школьных консультантов в США, но учитывают современные тенденции в оценке эффективности их работы. В США феномен классного руководителя не существует. Здесь педагогическим и социальным сопровождением учащихся занимается специальный школьный консультант. Поскольку в его компетенцию входит решение социальных проблем, возникающих у учащихся, школьных консультантов часто путают со школьными психологами, однако в американской системе образования школьные консультанты — это специальные педагогические работники. Их деятельность координирует Американская ассоциация школьных консультантов (ASCA).
Существуют отдельные стандарты для мониторинга состояния учащихся, помощи одаренным и талантливым детям, детям из социально неблагополучных семей, детям с риском депрессии, иммигрантам и т. д. Однако все они соответствуют модели «благополучия ученика».