Top.Mail.Ru
Как формируются ценностные ориентации?

Формирование ценностей — длительный процесс, в ходе которого на личность влияет множество факторов. Базовые ценности прививаются детям в семье в дошкольном возрасте. 

Способы формирования ценностей сильно различаются в зависимости от возраста ребенка. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста основным методом нравственного воспитания является игра.

По мере взросления на формирование ценностей все большее влияние оказывают образовательная среда и ближайшее окружение ребенка (сверстники, учителя, образцы для подражания в произведениях искусства и СМИ). В школах нравственное воспитание может осуществляться не только на гуманитарных и специализированных предметах, но и на технологиях и естественных науках. Например, исследования, проведенные в Японии, показали, что уроки математики также оказывают положительное влияние на нравственное воспитание. Учителя могут привить детям трудолюбие, дисциплину, высокую ценность знаний и саморазвития.

В подростковом возрасте дети начинают быть более чувствительными не только к влиянию своей семьи, но и общества в целом, а также к глобальным тенденциям, происходящим в обществе. Современные исследователи обращают внимание на особенности контекста, в котором растут дети в наши дни. В отличие от своих родителей, дети растут в реалиях глобального мира, наличия интернета, новых форм общения и самопрезентации. По этой причине ученые относят современных детей и подростков к так называемому «поколению Z»

Их также часто называют «поколением Net», подчеркивая естественное поведение детей и подростков в цифровой среде. Для родителей социальные сети и интернет стали реальностью, к которой им приходится приспосабливаться, но для их детей это вполне нормальная часть повседневной жизни, и они чувствуют себя максимально раскрепощенными. Это имеет долгосрочные последствия, поскольку влияет на характер мышления и мировоззрения будущих взрослых. Ученые выделили следующие характеристики поколения Z:

1. клиповое мышление и фрагментированное сознание.

2. глобальное мышление, открытость новому опыту.

3. высокая социальная мобильность.

4. постматериалистическая ориентация: акцент на общечеловеческих ценностях и самосовершенствовании, а не на материальном благополучии.

Это говорит о том, что ценности российских детей сильно отличаются от ценностей взрослых.