Городская среда может стать полноценным партнером школы в воспитании, а также местом, в котором подросток будет успешно формировать и мягкие навыки, и просоциальнее ценности. Однако такой полезный эффект внешкольных занятий не получается сам собой: для его достижения необходима особая организация занятий, а также использование образовательного потенциала привычных городских объектов и учреждений. Например, музеев.
С 2022 года Лаборатория оценки профессиональных компетенций и развития взрослых изучает особенности взаимодействия школ, музеев и подростков. Работают ли школы и музеи в партнерстве, уделяют ли достаточно внимания развитию мышления и коммуникации обучающихся? Нравится ли школьникам ходить в музеи, чему они хотят там научиться?
Ответов на эти вопросы стал проект «Культура.Думать!» — особая совместная инициатива Московского городского университета и столичных музеев, показывающая, как можно организовать образовательные ситуации особого типа, где акцент будет сделан именно на развитие мышления и коммуникации подростков, формирование рефлексивного интереса к экспозиции и мотивации к посещению музея, осознанное ценностное отношение к культуре.
За 1,5 года проекта с успехом прошли 3 сезона, в которых приняли участие 10 музеев и более 200 подростков (более 10 школ Москвы и Подмосковья).
Образовательные события проекта «Культура. Думать!» могут проходить на любых культурных площадках не зависимо от их тематики. Взаимодействие строится на индивидуальной и командной работе учащихся, основанной на критическом восприятии музейных экспозиций и актуальноӗ интерпретации наследия, с точки зрения проблем, интересующих подростковую аудиторию, что выгодно выделяет его среди привычных форматов типа экскурсии или квестов.
Каждый сезон ставит перед участниками новые все более сложные задачи, которые находят свое реальное применение в практике музейной медиации. Так, во втором сезоне подростками был создан и записан рефлексивный аудиогид по музею театра Кукол имени С. В. Образцова, где каждая кукла рассказывает свою историю преодоления и осознания типичных подростковых проблем, например: поиск друзей или даже своего призвания (ссылка на гид на официальной странице проекта: https://insp.mgpu.ru/kultura-dumat/2-sezon).
В третьем сезоне подростки попробовали себя в роли модераторов и разработчиков образовательных продуктов, самостоятельно спроектировав сценарий мероприятия в центре профориентации и музее московского Метро. Также подростки стали автором целого экскурсионного телеграмм-бота по экспозиции «Нехорошей квартиры» Музея Михаила Булгакова (бот доступен по ссылке: https://t.me/poprobuy3_bot.
Вокруг проекта уже сформировалось сообщество заинтересованных подростков, инициативных музейных сотрудников и неравнодушных учителей. Точкой пересечения стал телеграмм-канал «Культура. Думать!» в котором публикуются расписание мероприятий, авторские посты подростков, тематические рубрики организаторов проекта и отзывы музейных площадок. (ссылка: https://t.me/thinkmuseum)
На канале можно больше узнать о психологических особенностях подростков и вопросах, которые их беспокоят, найти единомышленников для похода в музей, предложить тему для обсуждения или поделиться впечатлениями о новой выставке. Также с помощью канала легче всего получить ответы на все возникающие вопросы и узнать, как легко присоединиться к проекту.