Теоретическое обоснование современной образовательной деятельности опирается на ряд общенаучных и специальных гуманитарных подходов, одним из которых является антропологический подход. Антропологический подход — это особая деятельность, гарантирующая духовный обмен между людьми, их развитие как человеческих существ и самосовершенствование.
История антропологического подхода в образовании и развитии берет свое начало в XVIII веке. В эпоху Просвещения антропологический подход развивался на основе педагогического проекта, основанного на философском сенсуализме, который формировался под влиянием трудов многих великих ученых и мыслителей со всего мира.
Основным принципом антропологического подхода в педагогике является принцип естественной целесообразности, известный еще со времен Великой дидактики. Он был применен к образованию в XIX веке К.Д. Ушинским, антропологический принцип которого заключался в идее целостного и универсального понимания человека, выведения целей и средств воспитания из природы человека.
Педагогическая антропология стала основой для создания и развития педагогики в XX веке и породила ряд психолого-педагогических концепций и теорий, важных для образовательной практики и педагогического мышления в аспекте проблем воспитания и развития ребенка. Полностью опираясь на антропологический подход, авторы разработали теоретические положения возрастного подхода к педагогической деятельности, служащие онтологическим основанием и практическим ориентиром в современном образовании.
Практику антропологической позиции можно найти и в опыте В.А. Сухомлинского, построившего в советское время систему образования, в которой ребенок рассматривался как уникальный мир и высшая ценность.
Представители современного антропологического подхода рассматривают образование как процесс сохранения человеческой сущности общества. Антропологический подход выделяет категорию системы. В рамках этого подхода формируется принцип единства и целостности всех сторон развития ребенка: умственное, физическое, эмоциональное, волевое, нравственное и эстетическое развитие формируется как единое целое, взаимодействуя и взаимообусловливая друг друга.